История

В 2003 году вечернему образованию России исполнилось 60 лет. Вечерние школы, организованные в 1943 году  как школы для подростков, работающих на предприятиях и желающих без отрыва от производства продолжить свое образование, в настоящее время являются школами для «трудного» подростка, попавшего в сложные жизненные условия. Контингент учащихся неоднороден по возрасту, уровню обученности, социальному положению, степени и характеру занятости вне школы, характеристикам восприятия, памяти, внимания, мотивации и другим признакам.  Данный тип школ по-прежнему является гарантом демократичности и доступности образования для всех. Для нее важен поиск лучших форм организации обучения.

         Исторически сложилось так, что вечерняя школа выполняет в системе непрерывного образования взрослых  компенсаторные, адаптивные, воспитательные и реабилитационные функции. В этом убеждает даже беглый взгляд на её историю.

Вечерние (сменные) общеобразовательные учреждения. Под этим многословным названием объединены разные их модели: вечерние (сменные) общеобразовательные школы, открытые (сменные) общеобразовательные школы, центры образования, вечерние школы при исправительно-трудовом учреждении.

Родословная этих школ в России начинается с возникновения воскресных школ для рабочих в Пе­тербурге, в 1859 году. Их огромная популярность обусловлена всем ходом экономического и общественного развития России. В 1862 году в России насчитывалось 316 воскресных школ. Кроме воскресных занятий было организовано обучение и в вечерние часы рабочих дней – школы становились воскресно-вечерними.

Обучение взрослых было делом но­вым. К.Д. Ушинским удивительно точно была подмечена атмосфера, которая и ныне сохранилась во многих вечерних школах. Не прошло пяти минут, как все уже занимались своим делом, серьезно, прилежно, внимательно, не развлекаясь даже беспрестанно появлявшимися посетителями, из которых многие, конечно, должны бы привлечь внимание детей во всякой другой школе. А вскоре Александр II «высочайше повелеть соизволил» «закрыть все ныне существующие воскресные школы и читальни». Н.Г. Чернышевский писал, что воскресные школы в империи действительно считаются только десятками. А их нужны были бы десятки тысяч. Они  подозреваются, стесняются, пеленаются, так что у самых преданных делу преподавания в них людей отбивается охота преподавать.

         Рождение советской школы образования взрослых как государственной системы просвещения трудящихся – совершенно новое педагогическое явление в мировой практике. Школы взрослых того времени сыграли огромную роль в повышении уровня образованности и культуры в неграмотной послереволюционной стране.

         С 1 октября 1943 года в стране организованы общеобразовательные школы для обучения подростков, работающих на предприятиях и желающих без отрыва от производства продолжить свое образование. Воюющая страна открывала школы, где подростки занимались после 12-часового рабочего дня. Так в городе Рязани уже с 1 сентября 1943 года действовала школа рабочей молодежи при заводе «Рязсельмаш», в настоящее время – открытая (сменная) общеобразовательная  школа № 3.

         К началу 1945 – 1946 учебного года число обучающихся в школах рабочей и сельской молодежи превысило предвоенный уровень. Несмотря на послевоенные трудности, страна выделяла значительные средства на образование работающей молодежи. С июня 1945 года вечерникам предоставляют дополнительные отпуска с сохранением зарплаты на период выпускных экзаменов (в 10 классе – 20, в 7 – 15 рабочих дней). В остальных классах учащиеся освобождались от работы в дни экзаменов с зачетом этих дней при предоставлении им очередного отпуска. Учащихся запрещалось использовать на работах, связанных с отрывом от учебных занятий. Предприятия выделяли помещения для вечерних школ и консультационных пунктов (УКП) в клубах, рабочих общежитиях. В городе Рязани, например, УКП действовали на Приборном заводе, Радиозаводе, заводе «Сельмаш», заводе «Красное знамя», заводе счетно-аналитических машин, заводе цветных металлов, нефтезаводе, заводе химического волокна, картонно-рубероидном заводе, комбайновом заводе, фабрике «Победа Октября». Директорами вечерних школ назначались опытные, прошедшие фронт учителя. Так первым директором вечерней (сменной) общеобразовательной школы № 3 г. Рязани был фронтовик Н.В. Колдин, заместителем директора – фронтовик Ф.П Агапов, учителем истории – фронтовик В.Я. Песков; директором вечерней (сменной) общеобразовательной школы № 11 (Остров) была фронтовик З.Г. Грошева; А.П. Голиков – учитель истории вечерней (сменной) общеобразовательной школы № 1, ослепший после ранения на войне.  В городе Рязани в 70—е годы насчитывалось 15 вечерних школ и одна заочная областная школа.

         В.А. Аверина (№ 1), Наседкина (№ 8), В.Г. Климова (№ 3), Т.Ф. Бабурина (№ 6), А.А. Шумилин (№ 10), М.А. Масленникова (№ 10), З.Г. Грошева (№ 11) – директора вечерних школ, в разное время много сделавших для вечернего образования города Рязани.  

         Для взрослых с недостатками зрения и слуха создавались межобластные заочные школы. В 1947 году Совет Министров СССР поручил академии педагогических наук РСФСР разработать научные рекомендации по организации, содержанию и методам обучения в школах взрослых (ШРМ). Ученые вместе с преподавателями ШРМ исследовали различные аспекты этой проблемы: особенности  дидактики; формы, режим и методы занятий; организацию самостоятельной работы учащихся. В этом же году в планах Академии педагогических наук появилась тема «Обучение молодежи в школах без отрыва от производства». В рамках Российской академии образования комплексные исследования социально-экономических и психолого-педагогических проблем образования взрослых осуществляются Институтом образования взрослых. Институт был создан в 1946 году как филиал Академии педагогических наук РСФСР.

         В 50-90-е годы в стране была создана гибкая система непрерывного образования взрослых, обеспечивающая их потребности в знаниях. Выдающуюся роль в этом сыграл Институт образования взрослых и входящая в его состав Московская лаборатория содержания и методов обучения, которой многие годы руководил Г.Д. Глейзер. Неоценим вклад ученых-педагогов и методистов: Н.В. Нечаев, А.В. Даринский, В.Г. Онушкин, Б.Г. Ананьев, Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская, Е.В. Квятковский, Л.Н. Лесохина, Е.П. Тонконогая, О.Е. Лебедев, Т.В. Шадрина, Н.Н. Доман и др.

   90 годы – годы резких социальных перемен, превратили  вечернюю школу в школу для «подростков с проблемами». Для значительного числа молодежи  открытая (сменная) общеобразовательная школа (О(С)ОШ) стала последним шансом на получение качественного образования.

О(С)ОШ в социальном плане обеспечивает реальный доступ к образованию представителей различных социальных групп. В психологическом плане она содействует развитию у учащихся ощущения значимости собственного Я, обретению ими самоуважения, способности «сбросить груз собственной биографии», преодолеть отрицательный учебный опыт. Она явилась одним из существенных факторов построения эгалитарной системы образования в стране.

В настоящее время продолжающийся процесс стратификации, усиление тенденций к элитаризму в образовании приводит к ущемлению прав родителей и детей необоснованными правилами и требованиями, явно запрограммированными на скрытый отсев. Большая часть детей О(С)ОШ из бедных семей. Некоторые семьи бедность характеризует не только минимальный доход, но особый образ и стиль жизни. Угол зрения бедных смещен в сторону негативных оценок реальности и пессимизма. Установки на достижение являются основной ценностью для людей высокого социального статуса, которые ощущают себя компетентными членами благорасположенного или враждебного к ним общества. Конформизм, напротив, характерен для более низких социально-стратификационных позиций. В семьях бедных мало книг, а родители не оказывают детям помощь в учебе.

В итоге произошло «разделение» контингента между массовой школой и О(С)ОШ. Такое «разделение» отражает стратификацию образования  по образовательным возможностям семей, за которым стоит стратификация российского общества по уровням благосостояния.

Часто дети начинают трудовую карьеру с неквалифицированной и низкооплачиваемой работы. По данным 2003 года 3-4 миллиона детей в возрасте от 6 до 18 лет подрабатывают. Одни учащиеся О(С)ОШ делают это систематически, другие – эпизодически. Некоторые работают организованно, другие – стихийно, находясь вне семейного и общественного контроля. Составлена обобщенная характеристика ребенка в возрасте от 6 – 17 лет, зарабатывающего деньги, позволяет выявить черты личности работающего ребенка (психическая неуравновешенность, ассоциальность, экстраверсия, сензитивность). Последний фактор характеризует работающих учащихся как отличающихся трезвостью, практичностью и реалистичностью. Именно с помощью таких лиц общество решает конкретные, текущие проблемы, в их среде черпает силы для решения повседневных будничных дел. Хотя для долгосрочных задач, для действия в неожиданных, необычных условиях им часто не хватает выдумки, фантазии и интеллектуального потенциала.

Рассмотрим типы неуспевающих школьников на основе соотношений таких параметров: качества мыслительной деятельности, отношения к учению и сохранности «позиции школьника».                                                                                                       

 

Качество мыслительной деятельности

Отношение к учению

Сохранность «позиции школьника»

Тип I

Низкое

Положительное

«Позиция школьника» сохранена

Тип II

Высокое

Отрицательное

Частичная или полная утрата «позиции школьника»

Тип III

Низкое

Отрицательное

Частичная или полная утрата «позиции школьника»

                 

Начиная с 2002 года, все учащиеся 7 и 8 классов О(С)ОШ являются ярким примером школьника типа III: низкая работоспособность, педагогическая запущенность, отсутствие семейного воспитания, бесконтрольная ассоциативность микросоциума, снижение учебной мотивации и познавательных интересов, импульсивность, гиперактивность, нарушение работоспособности в связи с повышенной утомляемостью. Для данной категории учащихся характерен специфический приспособительный стиль учебной деятельности. В рамках дневной общеобразовательной школы помощь таким детям оказать не удается. Экологическое, социальное, демографическое неблагополучие в обществе приводит к резкому увеличению количества таких детей.

Кроме того, вообще вне какой-либо школы существуют сегодня свыше миллиона детей младшего школьного возраста. Когда-то и им понадобится хотя бы минимальное образование, но их обучение в массовой школе – весьма проблематично.

В этой связи открытые (сменные) общеобразовательные школы выполняют важную функцию социальной реабилитации и социальной защиты молодежи,  «не вписывающейся» в массовую общеобразовательную школу. Тем самым вечерняя школа ставшая открытой для всех представляет в настоящее время самый демократический тип образовательного учреждения.

Разумеется, О(С)ОШ не  в состоянии решить все проблемы этой группы молодежи. Но она реализует право этой части молодежи на образование. Тем самым дает дополнительный шанс найти свое место в обществе, реализовать свои возможности и способности. Поэтому отказ от образования не может быть компенсирован ни длительным производственным опытом, ни стихийно складывающимся самообразованием, ни возможностями, представленными общением.

Улучшение качественных показателей работы О(С)ОШ предполагает учет целого ряда факторов: требований общества к уровню общеобразовательной подготовки работающей молодежи; структуры их свободного времени; семейного положения; характера и режима труда; разнородность состава учащихся; наличие у них существенных индивидуальных различий: по возрасту и жизненному опыту, перерыву в обучении, подготовленности к обучению в соответствующем классе, мотивам учения, уровню предшествующей подготовки, осознаваемой потребности в знаниях, морально-волевой готовности к преодолению трудностей в условиях сочетания работы и учебы, особенностей познавательных и психических функций; содержания и методов обучения; профессионального уровня учителя и др. Социально-психологические особенности учащихся О(С)ОШ – один из факторов, определяющих специфику образовательного процесса. Жизненные установки учащихся О(С)ОШ разнообразны и сложны.

Многие учащиеся О(С)ОШ уже сейчас заняты в различных сферах производства. Получаемые ими знания конкретно и в кратчайшие сроки используются в их профессиональной деятельности. Знания, приобретаемые в процессе обучения, необходимы не только для профессионального совершенствования, но и для создания более рационального образа жизни, поиска его более высокого смысла. 

Наиболее эффективный путь улучшения качественных показателей работы вечерней школы является совершенствование методов обучения, улучшения методики учета в процессе обучения индивидуальных особенностей учащихся.

Преодолению этого противоречия вызвало к жизни прогрессивную организация учебного процесса, при которой уроки и групповые консультации в обязательном порядке дополняются индивидуальными консультациями и зачетами. Это создавало благоприятные условия для индивидуального подхода к учащимся.  Поэтому в условиях вечерней школы  дифференциацию и индивидуализацию обучения можно осуществлять наиболее полной.

В пособии для работников вечерней (сменной) школы «Индивидуализация и дифференциация обучения в вечерней школе» описана методика осуществления индивидуального подхода к учащимся вечерней школы, содержатся методические рекомендации по организации сочетания индивидуальной, групповой и фронтальной работы с учащимися на уроках, групповых консультациях, при приеме зачетов, в углубленной и самостоятельной работе.

При этом индивидуализированное обучение рассматривается как один из видов дифференцированного обучения, его наиболее полное воплощение.

Существенные успехи в совершенствовании образовательного процесса в вечерней (сменной) школе могут быть достигнуты дифференциацией и индивидуализацией обучения на уроках, консультациях, зачетах, в домашней самостоятельной работе путем учета подготовленности учащихся к обучению, их познавательных и профессиональных интересов, работоспособности и способностей.

При организации индивидуализированного обучения большая роль отводится индивидуальным карточкам-информаторам, информационным, инструктивным, тренировочным и контролирующим карточкам. Они могут иметь различное строение. Могут быть изготовлены по каждой теме, для каждого учащегося.

Необходимость особого внимания к модернизации методической системы О(С)ОШ диктуется специфическими особенностями указанной выше группы учащихся.

Новый век выдвигает необходимость изменения целей и содержания образования, на первый план ставит задачи обеспечения готовности к восприятию новых знаний и адаптации к новым требованиям – формирование дифференцированных и диверсифицированных личностных культурно-образовательных компетенций. Личностная центрация, вариативность, компетентностный подход, переход к непрерывному образованию и принципиальная открытость образования, как содержательная, так и организационная, - призваны составить основу формирующегося единого пространства России. Однако эти сложнейшие преобразования должны осуществляться в условиях, когда значительное число обучающихся во всех видах и типах общеобразовательных учреждений оказываются жертвами разных видов дезадаптации. 

Целостное изучение научной литературы последних двух десятилетий, анализ современной образовательной практики дают нам ясное представление об объективной природе рисков среди детей и подростков школьного возраста и не менее ясное представление о грозной силе этих рисков, об их чрезвычайной опасности для судеб всего подрастающего поколения нашей страны, так как дети и подростки группы риска составляют статистическую норму в школе.

Обучение подростков и работающей молодежи в О(С)ОШ – многогранное социальное явление, оказывающее существенное влияние на все стороны их жизни. Оно дает знания за курс основной и средней школы, обеспечивает определенный уровень умственного развития, обогащает их жизненные планы, расширяет диапазон социальных связей, изменяет самооценки, пробуждает к совершенствованию своей личности, наполняет жизнь новым смыслом. И в этом огромная социальная и нравственная значимость обучения учащихся О(С)ОШ.

Нельзя переоценить роль учителя школы вообще, вечерней школы в частности. Учащиеся этой школы, имеющие за плечами опыт учебных неудач, семенных трагедий особенно чувствительны  к различного рода фальши. Каждый воспитатель (в самом широком смысле этого понятия) постоянно должен ставить себе вопрос: реализует ли он сам в собственной жизни – по чести и совести – то, чему учит? Роль учителя первостепенна. Он может быть очень тонким и сведущим педагогом. Но педагогическая жилка столь же необходима и должна быть заложена в нем.

С сентября 2003 года Россия активно включилась в Болонский процесс. Болонская Конвенция направлена на развитие единого общеевропейского образовательного пространства, с едиными требованиями к качеству образования. Одной из основных идей, которая должна быть заложена в государственную образовательную политику, следующая: освоенные знания и информация – основа экономического прогресса, личность, ее интересы как основы существования общества, доступность образования как основа развития личности.

         К недостаткам отнесем низкий уровень обучения, отставание системы обучения от современного уровня развития информационных технологий, закрытость образовательного процесса.